1ist (1ist) wrote,
1ist
1ist

Categories:

«Единая Россия» отменит грязную SMS-рекламу и дорогой роуминг

Вопросы защиты людей от недобросовестных сотовых операторов и мошенничества контент-провайдеров обсуждал с приглашенными экспертами и чиновниками клуб «Гражданская платформа». Мероприятие прошло в четверг на площадке ЦСКП (Центра социально-консервативной политики), где проходят заседания клубов «Единой России». Единороссы, как выяснил GZT .RU, готовят поправки в закон «О связи», которые избавят абонентов сотовой связи от телефонного спама и обманной услуги, называющейся «внутрисетевой роуминг».

Обсуждение этой звонкой темы оказалось очень бурным, но итоги можно назвать более или менее конкретными. Так, например, депутатами предложены законопроекты, которые, во-первых, смогут избавить граждан России от банальной переплаты за пользование мобильной связью внутри страны, во-вторых, защитить от и так доставшей пользователей принудительной рекламы.

«У нас есть два законопроекта, поправки в закон „О связи»,— сказал GZT .RU депутат от «Единой России» Максим Коробов.— Один касается отмены внутрисетевого роуминга, которого как явления не существует. Так мобильные операторы назвали способ изъятия денег у населения». Как пояснил депутат, роуминг— переход трафика из сети одного оператора в другую сеть, а когда «абонент компании Х» звонит из пункта А в другой регион абоненту той же компании, то он остается в той же сети. «Но у нас регулярно изымают деньги, оперируя понятиями „субъект федерации», хотя физически перехода трафика в другую сеть не происходит», – говорит Коробов. По его данным, крупнейшие операторы получают на этом 3–5% годовой выручки— то есть порядка 45 млрд рублей ежегодно (на троих)!

«Второй законопроект направлен против использования мобильной связи для принудительной или „грязной» рекламы,— добавляет он.— Это и борьба с „короткими номерами», и с несанкционированной рекламой в виде SMS в любое время суток». Поправками предлагается спрашивать согласия абонента на получение спама. Однако позиция правительства по этим вопросам не едина, пожаловался депутат. Так, например, глава ФАС выступает за поправки против спама, а ряд его глав департаментов и замов— против. «Думаю, это работает лобби операторов, чтобы сохранить заметный источник дохода», – уверен Коробов.

Мобильный – не роскошь

Разросшаяся сеть пользователей услугами сотовой связи сделала ее уязвимой и трудноуправляемой. «Число абонентов сотовой связи за 10 лет выросло приблизительно в сто раз,— заявил, открывая обсуждение, координатор клуба Игорь Игошин.— Сегодня это уже не услуга для немногих богатых, которым безразличны тарифы. Это то, чем пользуются очень и очень многие. Поэтому мы просто обязаны обратить внимание на вопросы, которые задают люди. Например, по поводу проводимой сотовыми компаниями политики в области роуминга. Некоторые операторы создают такие условия, что потребители потом вынуждены оплачивать многотысячные счета— абсолютно для себя неожиданно».

Начальник отдела коммуникативных технологий Минкомсвязи Олег Кузнецов согласился с депутатом: «Пользователей сотовой связи все больше, а грамотность, умение пользоваться телефоном— низкая! Не говоря уже о том, что тарифные планы, типовые договора оператора и абонента пишутся так, чтобы их не хотели и не могли прочесть! Но подпись, мол, „ознакомлен с условиями, согласен»— поставили. В итоге граждане платят по полной программе!»

Чиновник напомнил, что у многих ведь еще на руках договора с «большой тройкой» операторов, заключенные 5–10 лет назад, когда обман покупателя, навязывание лишних услуг считалось почти что нормой. «Это тоже проблема, хотя и не совсем мошенничество», – пояснил он. «Я вот сам вынужден терпеть не устраивающего оператора, чтобы сохранить номер,— поддакнул глава Общества защиты прав потребителей Петр Щелищ.— Надо законодательно сделать так, чтобы потребитель мог регулировать рынок».

«Паспортизация» номеров

Щелищ перечислил те действия операторов, которые, на его взгляд, являются явным мошенничеством или (по крайней мере) некачественными, либо навязанными услугами. Это в первую очередь SMS с коротких номеров, предлагающие купить контент либо сыграть в лотерею. Затем следует продажа сим-карт без требования паспорта: очень распространенная в крупных городах услуга. Наверняка все видели мерзнущих на улицах продавцов с яркими конвертами тарифов?

«Продажа сим-карт без предъявления паспорта— это недобросовестная конкуренция!— вмешалась замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС РФ Елена Заева.— Тот оператор, который оказывает услуги без заключения договора, получает преимущество». Чиновница сообщила, что в ФАС сейчас рассматривается такое дело, и решение по нему еще не принято. Антимонопольщикам неясно, на кого возложить взыскание: на оператора или клиента, который перепродает эти пакеты с готовыми тарифами.

По мнению всех участников обсуждения, это самая сложная проблема. Нет юридического определения, нет прецедента, неясно, кто именно виноват? Оператор, ведь ему платит деньги абонент? Или контент-провайдер, предоставляющий услуги через короткий номер? «Предлагаете вводить имущественную ответственность за деятельность третьих лиц?» – сомневается чиновница ФАС Заева. «Здесь есть правовая коллизия, мы уже обсуждали это с МВД в связи с ТВ-лотереями»,— призналась Валентина Угрюмова из Роскомнадзора. „Без участия сотового оператора это преступление – мошенничество – совершено быть не может!» — настаивал Щелищ.

Больших не обижать

Олег Кузнецов из Минкомсвязи вступился за «большую тройку». «Операторы разбирают каждую жалобу граждан,— заявил он.— Возвращают деньги в конкретных случаях, расторгают договора с недобросовестным клиентом, приостанавливают мошенникам услуги связи». Он объяснил, как работает схема: оператор предоставляет короткий номер для SMS , на нем «висит» десяток клиентов— контент-провайдеров. Один продает музыку, другой мультики, третий заставки и т.д. Нажимая в тоновом режиме цифру «2″ или, допустим, «5″, клиент попадает к тому, кто ему нужен. «Вот среди них и могут оказаться мошенники,— сказал чиновник.— Но ведь оператор не может отключить всех!» Вдобавок оператор выступает как бы агентом: он передает собранные с людей деньги контент-провайдеру. При этом если человек увидел предложение не по ТВ или в журнале, а получил в виде SMS , это юридически выглядит как передача SMS от одного абонента другому, равноправному. В этом случае оператор вообще ни при чем— он не контролирует контент SMS-сообщений.

Как сообщил Кузнецов, сейчас в недрах Минкомсвязи готовится изменение правил оказания услуг связи. Щелищ тут же оживился и предложил ведомству разработать типовой договор (абонента с оператором), понятный и умещающийся на одной странице. И сделать его приложением к правилам. Однако, тут же признался чиновник, у министерства сейчас нет по закону таких полномочий. «Но если законодатель установит, мы это сделаем», – завершил свою мысль Кузнецов, выразительно посмотрев на депутатов-единороссов.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/politics/-edinaya-rossiya-otmenit-gryaznuyu-sms-reklamu-i-/347460.html?from=reader

Tags: Политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments