1ist (1ist) wrote,
1ist
1ist

Categories:

Питер Гринуэй раскрыл убийство на картине Рембрандта

В ограниченный прокат выходит фильм Питера Гринуэя «Рембрандт: Я обвиняю!». В этом документальном кино британский режиссер продолжает умничать про своего любимого художника, который, если верить Гринуэю, изобличил убийц и заговорщиков на картине «Ночной дозор».

Камера ездит вдоль фасада Государственного музея Амстердама, он же Рейксмюзеум, где находится основная коллекция голландской живописи, включая полотна ее главного представителя— Рембрандта. Мимо туда-сюда колесят полицейские машины, как бы предупреждая, что речь пойдет о деле уголовном. В центре экрана появляется окошко, из которого говорящая голова Питера Гринуэя начинает свой насупленный анализ одной из самых загадочных картин в истории— «Ночного дозора».

Костюмированная лекция

Без проволочек Гринуэй с интонацией Золя обвиняет современную общественность в том, что та не хочет понять и признать, что «Ночной дозор»— это прежде всего экранизация зловещего заговора и убийства, о котором во всеуслышание заявил в 1642 году Рембрандт. За время следующей полуторачасовой лекции с костюмированными игровыми вставками современный зритель узнает много нового про XVII век, Амстердам, гомосексуализм в строях ночных дозоров и печальную биографию самого Рембрандта.

Главный же посыл фильма— разглядеть в Рембрандте не только голландского художника, революционно работавшего со светом и лицами людей, но и человека, в одиночку выступившего против приближенных к власти безнаказанных убийц. По Гринуэю, смысл «Ночного дозора» не доходит до зрителей просто потому, что западная культура учит всерьез воспринимать лишь текст, а визуальные образы, в которых художник передал историю целого заговора, они воспринимают лишь как живописные забавы.

Трейлер фильма Питера Гринуэя «Рембрандт: Я обвиняю!» Источник YouTube

У нас фильм, спустя почти два года после его премьеры на южнокорейском кинофестивале, в ограниченный прокат выпускает «Кино без границ». Откровенно говоря, компания немного запоздала с премьерой, учитывая, что «Я обвиняю!»— это своего рода приложение, или послесловие, к предыдущей картине Гринуэя— «Тайны „Ночного дозора»" (2007). И тот, и другой фильм раскрывают авторское видение того, что на самом деле происходит на полотне— только первый делает это в художественной форме, второй— в документальной.

А происходит там следующее. На картине, как известно, изображено стрелковое общество— мушкетерский отряд голландского ополчения, который, собственно, и заказал Рембрандту свой групповой портрет. На переднем плане— реальные лидеры ополчения Франс Баннинг Кок (с протянутой рукой) и Уильям ванн Ройтенбург (держит в левой руке копье с плоским наконечником). Оба, по мнению Гринуэя, являются заказчиками убийства одного из членов отряда— Пирса Хассельбурга, он на картине— справа.

Более того, само убийство также изображено на картине— еле заметен выстрел за головой Ройтенбурга. Пуля из направляемого мушкета по траектории должна попасть в голову Хассельбургу. В реальности смерть стрелка была представлена как несчастный случай: он якобы чистил свой мушкет и случайно выстрелил себе в глаз.

«Ночной дозор» был создан Рембрандтом в 1642 год

И прочие заговорщицкие штучки

Увидевшие работу заказчики сразу поняли, в чем дело, и устроили травлю Рембрандта— одинокую смерть художника в бедности Гринуэй также связывает с «Ночным дозором». Деньги за работу были выплачены с большой задержкой, а любовница художника, занявшая место Саскии, была попросту подослана стрелковым обществом.

Помимо убийства, Рембрандт уместил на картину и пару свидетельств того, что у мушкетеров и без того рыльца были в пушку. В частности, Гринуэй говорит о двух высвеченных фигурах в толпе на втором плане. Они до сих пор вызывают споры среди искусствоведов. Изначально на картине должны были быть только мушкетеры, однако художник дописал к ним двух девочек – и это якобы указывает на педофилию некоторых членов Дозора.

Впрочем, самую забавную интерпретацию Гринуэй дает центральному общению Ройтенбурга с Баннинг Коком. Тень от вытянутой руки Баннинг Кока падает так, что становится понятно— на картине изображен день, который «потемнел» со временем (на этом факте режиссер не зацикливается, учитывая его общеизвестность). Важно тут то, что тень эта падает на область гениталий Ройтенбурга, а это уже говорит не только о братстве по оружию, считает Гринуэй.

На гомосексуальную связь обоих указывает и наконечник копья, также изображенный на уровне причинного места Ройтенбурга. За всеми этими тайными и заговорщицкими штучками подглядывает сам Рембрандт— его автопортрет в треть лица помещен на самый дальний план ближе к центру картины.

Редкая порода

Питер Гринуэй — из той редкой породы, представители которой умеют войти и выйти из мира кино без ущерба для себ

Фильм, порой напоминающий видеоарт, похож скорее именно на лекцию, но слушать важный голос Гринуэя, который то и дело появляется в окошке посреди экрана, не устаешь. В каком-то смысле Гринуэю, сказавшему когда-то, что кино уже давно подохло и смердит, давно пора было выйти из режиссерской профессии, переквалифицировавшись в лекторы. Его умная голова, начинающая говорить профессорскими тезисами даже по самым незначительным поводам, уже давно убила в себе изобретательного визионера, каким на весь мир прославился в 80-е этот британец.

Режиссер, писатель, художник Питер Гринуэй, пожалуй, всегда был слишком умен для кино, чтобы рассказывать истории про людей. Вместо этого британский режиссер всегда говорил сложными концепциями, поданными настолько живописно, что порой, бывало, задаешься вопросом, а сдалось ли этому умнику кино вообще. И если в 80-х амбиции бежали вперед паровоза, то последние лет десять Гринуэй начал умничать и без камер.

На 30-м, юбилейном, ММКФ он приезжал с курсом лекций , пару лет до этого приезжал в Москву по менее значительному поводу, но уже тогда был замечен с дорогущими книжками про Рембрандта в Доме книги на Арбате. По всему видно, что Гринуэй— как раз из той редкой породы, представители которой умеют войти и выйти из мира кино без особенного ущерба для себя.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/-piter-grinuei-raskryl-ubiistvo-na-kartine-/315043.html?from=reader

Новости Багам
Tags: Культура
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author